Детский сад "Малиновка"

ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой


ББК 74.100 УДК 373.2


ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Ко­маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — с.


© Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2014 15ВК 978-5-86775-813-4 © «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ


ДОО — дошкольная образовательная организация. доу — дошкольное образовательное учреждение.

ООП — основная образовательная программа.

УМК — учебно-методический комплекс.

ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт. ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стан­дарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

ФГТ — федеральные государственные требования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).


3



АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ


Руководители авторского коллектива

Веракса Николай Евгеньевич доктор психологических наук, про­фессор, декан факультета психологии образования Института психоло­гии им. Л. С. Выготского РГГУ.

Комарова Тамара Семеновна — доктор педагогических наук, профес­сор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной акаде­мии наук педагогического образования, заведующий кафедрой начально­го образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные тех­нологии и творческое развитие личности» при педагогическом факульте­те МГГУ им. М. А. Шолохова.

Васильева Маргарита Александровна Заслуженный учитель Рос­сии, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обу­чения в детском саду» (М., 1985).

Авторский коллектив

Арапова-Пискарева Наталья Александровна.

Белая Ксения Юрьевна — кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования.

Борисова Марина Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ГОУ ВПО МГПУ «Институт педагогики и психологии образования».

Веракса Александр Николаевич — кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.


4



Веракса Николай Евгеньевич доктор психологических наук, про­фессор, декан факультета психологии образования Института психоло­гии им. Л. С. Выготского РГГУ.

Волосовец Татьяна Владимировна кандидат педагогических наук, профессор, директор Института психолого-педагогических проблем де­тства РАО.

Гербова Валентина Викторовна кандидат педагогических наук.

Губанова Наталья Федоровна —кандидат педагогических наук, до­цент кафедры начального, дошкольного и специального образования ГА ОУ ВПО МГОУ, член-корреспондент МАНПО.

Денисенкова Наталья Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета социальной психоло­гии МГППУ.

Дорофеева Эльфия Минимулловна — генеральный директор изда­тельства «Мозаика-Синтез», член редакционного совета журнала «Совре­менное дошкольное образование».

Дыбина Ольга Витальевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинс- кого государственного университета.

Евдокимова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, до­цент, докторант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Волгоградский госу­дарственный педагогический университет».

Жигорева Марина Васильевна доктор педагогических наук, про­фессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии де­фектологического факультета ФГБОУ ВПО Московского государствен­ного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

Зацепина Мария Борисовна —доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гума­нитарного университета им. М. А. Шолохова.

Кириллов Иван Львович — кандидат педагогических наук; замести­тель директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Москов­ского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). Член рабочей группы по разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Комарова Тамара Семеновна — доктор педагогических наук, профес­сор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной акаде­мии наук педагогического образования, заведующий кафедрой начально­го образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные тех­


5



нологии и творческое развитие личности» при педагогическом факульте­те МГГУ им. М. А. Шолохова.

Кутепова Елена Николаевна — кандидат педагогических наук, замес­титель руководителя Института проблем интегрированного (инклюзив­ного) образования МГППУ.

Лямина Галина Михайловна — кандидат педагогических наук.

Петрова Вера Ивановна доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гума­нитарного университета им. М. А. Шолохова.

Соломенникова Ольга Анатольевна — кандидат педагогических на­ук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования, Почетный работник высшего и профессионального образования ПБОУ ВПО МО «Академия социального управления».

Степаненкова Эмма Яковлевна — кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования Мос­ковского педагогического государственного университета.

Стульник Татьяна Дмитриевна — кандидат педагогических наук, до­цент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Мос­ковского авиационного института.

Теплюк Светлана Николаевна—кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления дошкольным образованием Института психологии и педагогики образования Московского городского педагогического универ­ситета.

Шиян Ольга Александровна — кандидат педагогических наук, веду­щий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИСО МГПУ.


6



ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цели и задачи реализации Программы

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП ДО). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание програмного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Ведущие цели Программы —создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова­ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес­ких и физических качеств в соответствии с возрастными и индивиду­альными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности до­школьника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ре­бенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;

•  активная жизненная позиция;

•  творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

•  уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де­ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-иссле- довательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.


7



Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

•  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

•  создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от­ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны­ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само­стоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской де­ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита- тельно-образовательного процесса;

•  творческая организация (креативность) воспитательно-образова- тельного процесса;

•  вариативность использования образовательного материала, позво­ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос­тями каждого ребенка;

•  уважительное отношение к результатам детского творчества;

•  единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об­разовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен­ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начи­ная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориенти­рующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы


8



В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности до­школьного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и ин­тегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: ком­плексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятель­ности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ве­дущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эль- конин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе —развивающем обучении и на научном положении Л. С. Вы­готского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержатель­ные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио­нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приоб­щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала — его воспита­тельная ценность, высокий художественный уровень используемых про­изведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребен­ка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,

Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).

Программа «От рождения до школы»:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которо­го является развитие ребенка;


9



• сочетает принципы научной обоснованности и практической приме­нимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного об­разования);

•  соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум­ного «минимума» материала);

•  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

•  основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель­ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь­ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс­твии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошколь­никами и ведущим видом их деятельности является игра;

•  допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

•  строится с учетом соблюдения преемственности между всеми воз­растными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Отличительные особенности программы «От рождения до школы»

Направленность на развитие личности ребенка

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в се­бе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.


10



Патриотическая направленность Программы

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях пат­риотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверен­ности в том, что Россия— великая многонациональная страна с героичес­ким прошлым и счастливым будущим.

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по­жилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положитель­ному примеру.

Нацеленность на дальнейшее образование

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальней­шему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образо­ванию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспита­телями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, фор­мирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому пита­нию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

Программа направлена на обеспечение эмоционального благопо­лучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состо­яниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т.д.).


11



Особенности структуры программы «От рождения до школы»

Наиболее существенной структурной характеристикой программы «От рождения до школы» является принцип подачи материала — содер­жание психолого-педагогической работы излагается в Программе по об­разовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрас­тным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка

В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуника- тивное развитие» выделен тематический блок «Нравственное воспита­ние», в котором содержание психолого-педагогической работы представ­лено по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особен­ности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные реко­мендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.

Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы)

К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физичес­кого и психического развития детей: ранний возраст —от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); младший дошкольный возраст —от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний до­школьный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст —от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития ма­лышей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп. Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспи­тания и обучения для детей этой возрастной категории. Поэтому весь программный материал по раннему возрасту выделен в отдельный раздел.


12



В ФГОС материал по раннему возрасту дается с двух месяцев, а в Программе начиная с рождения ребенка. Это обусловлено важностью этого возрастного периода для развития ребенка.

Простота введения вариативной части

Изложение содержания Программы по тематическим блокам позво­ляет при написании ООП легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательного процесса)— учитывать ви­довое разнообразие образовательной организации, приоритетные направ­ления, вводить региональный компонент и пр. В частности, образователь­ная организация может заменить один или несколько смысловых блоков на парциальные и авторские программы либо переписать содержание этих разделов самостоятельно. Единственное требование —вариативная часть должна соответствовать ФГОС и не должна противоречить целям и задачам программы «От рождения до школы».

Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности

В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра —ведущий вид деятельности и долж­на присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игро­вой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание пси- холого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие дет­ского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.

Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена посо­биями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».


13



Вариативность содержания раздела по инклюзивному и коррекционному образованию

В рамках вариативности в Программе представлены два раздела по инклюзивному и коррекционному образованию: «Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности» и «Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям)». Оба раздела соответствуют ФГОС, однако демонстрируют разный подход к решению аналогичных задач. Пе­дагоги могут выбрать тот вариант, который больше подходит для работы в данном дошкольном учреждении, либо комбинировать оба варианта.

Наличие приложения с подробными перечнями

В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Програм­мы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зави­симости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализи­ровать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.

Разработка полного учебно-методического комплекта к Программе

Очевидным достоинством Программы является то, что она обес­печена полным учебно-методическим комплектом, включающим мето­дические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному образованию и работе семейного детского сада. Вместе с тем, учебно-ме- тодическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим современ­ные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании. В ближайшие планы авторского коллектива Программы входит создание вариативных методических пособий по различным на­правлениям развития ребенка.

Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы

В связи с принятием ФГОС ДО в издательстве «МОЗАИКА-СИН- ТЕЗ» при участии авторов Программы и разработчиков ФГОС ДО со­


14



здана проектно-исследовательская группа по подготовке полного УМК к программе «От рождения до школы» и внедрению ФГОС ДО на ее примере.

Все субъекты Российской Федерации могут принять активное учас­тие в процессе введения ФГОС ДО на базе программы «От рождения до школы». Для этого следует заключить соглашение о сотрудничестве и создать региональную рабочую группу по внедрению ФГОС ДО на базе программы «От рождения до школы».

Задачи проектно­исследовательской группы

Методическое и организационное обеспечение введения ФГОС ДО

1.  Информационное, научно-методическое, экспертное сопровожде­ние процесса введения ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».

2.  Разработка в соответствии с ФГОС ДО полного УМК на базе при­мерной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

3.  Определение «Пилотных площадок» в субъектах РФ для внедре­ния ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».

4.  Создание рабочих региональных групп по внедрению ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».

5.  Разработка методических рекомендаций по написанию на основе ФГОС ДО Основной общеобразовательной программы дошкольного об­разования на примере программы «От рождения до школы».

6.  Организация мониторинга условий реализации ФГОС ДО на при­мере программы «От рождения до школы».

7.  Организация мониторинга финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольно­го образования в условиях введения ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».

8.  Разработка методических рекомендаций для учредителей образова­тельных организаций, реализующих ООП на основе программы «От рож­дения до школы», о перечне необходимого оборудования для организации предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО

1.  Разработка программ повышения квалификации и обеспечение по­этапного повышения квалификации для руководящих и педагогических


15



работников дошкольных организаций, работающих по программе «От рождения до школы».

2.  Разработка методических рекомендаций по проведению аттестации педагогических работников дошкольных организаций, работающих по программе «От рождения до школы».

3.  Организация работы стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО на базе примерной программы «От рождения до школы».

4.  Методическое обеспечение ресурсных центров и стажировочных пло­щадок по внедрению ФГОС ДО на базе программы «От рождения до школы».

5.  Разработка системы мер для обеспечения психолого-педагогичес- кой поддержки семьи и повышения компетентности родителей в воп­росах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, в том числе: разработка книг и пособий для родителей и для организации дошкольного образования в домашних условиях; разработка методичес­ких рекомендаций педагогическим работникам по эффективному вза­имодействию с семьями воспитанников; организация образовательных курсов и консультаций для родителей.

Информационное обеспечение введения ФГОС ДО

1.  Организация общественных обсуждений по реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации.

2.  Публикации в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредствен­ность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошколь­ного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образо­вательной программы в виде целевых ориентиров.


16



Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возраст­ные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, одна­ко каждая из примерных программ имеет свои отличительные особен­ности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целе­вые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно дейс­твует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результа­та своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, каран­даша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

•  Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окру­жающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.


17



• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в дви­жениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Прояв­ляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-роле- вых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать раз­личные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными дви­жениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способа­ми деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род заня­тий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно прояв­ляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным воп­росам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполни­тельские функции в совместной деятельности.


18



• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других ве­рований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными фор­мами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распозна­вать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации обще­ния, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки гра­мотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынос­лив, владеет основными движениями, может контролировать свои движе­ния и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоот­ношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо­пасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытает­ся самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и пос­тупкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает на­чальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает эле­ментарными представлениями из области живой природы, естествозна­ния, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных ре­шений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятель­ности.

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самосто­ятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.


19



• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произве­дения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, теат­ральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою стра­ну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообра­зии, многонациональное™, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных се­мейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, про­являет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспри­нимает здоровый образ жизни как ценность.

Система оценки результатов освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непос­редственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мо­ниторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной де­ятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспи­танников.

Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

•  аттестацию педагогических кадров;

• оценку качества образования;

• оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

•  оценку выполнения муниципального (государственного) задания пос­редством их включения в показатели качества выполнения задания;

•  распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Ор­ганизации.


20



Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивиду­альную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу не­обходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.

В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. Уходя своими корнями в традиции стандартизированного теста, об­следования в рамках объективного подхода были направлены на опре­деление у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специ­альных задач. Эти тесты позволяют сравнить полученные результаты с нормой, предоставляя тем самым информацию о развитии каждого ребенка в сравнении со сверстниками. Поэтому подобные тесты ши­роко используются для выявления детей, которые попадают в группу педагогического риска.

Основным недостатком такого подхода является то, что искусствен­ные задания часто весьма далеки от повседневной жизни детей, поэтому они не могут в полной мере отразить реальные возможности дошколь­ников. Тестовый подход не учитывает особенностей социального окру­жения детей, и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма условны.

В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.

Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Инфор­мация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в на­думанных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессио­налы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно пере­оценить.

В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.

И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают нега­тивное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки


21



ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поис­ке ответа на тот или иной вопрос.

Педагогическая диагностика

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится пе­дагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной де­ятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивиду­альную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются спосо­бы установления и поддержания контакта, принятия совместных реше­ний, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

•  игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способ­ностей, познавательной активности);

•  проектной деятельности (как идет развитие детской инициативнос­ти, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

•  художественной деятельности;

•  физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться ис­ключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной кор­рекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по вы­страиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам готовятся к печати в издательстве «Мозаи­ка-Синтез».


22



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ


Общие положения

Основная образовательная программа дошкольной организации разра­батывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных программ, в данном случае с учетом примерной программы «От рождения до школы».

ООП ДО определяет содержание и организацию образовательной де­ятельности, при этом структурные подразделения в одной Организации (далее — Группы) могут реализовывать разные программы. При разра­ботке ООП ДО образовательная организация определяет продолжитель­ность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные программы с разной продолжи­тельностью пребывания детей в течение суток (в течение всего времени пребывания детей в Организации; в рамках Групп кратковременного пре­бывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп и т.д.).

ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образова­тельных отношений, при этом обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.

Обязательная часть обеспечивает комплексное развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самосто­ятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках (далее — Парциальные программы), методики, формы организации образовательной работы.

При этом, если ООП ДО составляется на базе существующих при­мерной и парциальных программ, то нет необходимости переписывать эти программы, достаточно сослаться на них. Это четко указано в пункте


23



2.12 ФГОС ДО: «В случае если обязательная часть Программы соответс­твует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответс­твующую примерную программу. Обязательная часть должна быть пред­ставлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответс­твующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы».

В соответствии с ФГОС ДО, объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

В Примерной программе «От рождения до школы» реализован подход, позволяющий просто и конструктивно вводить часть, фор­мируемую участниками образовательных отношений. В частности, в Примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная часть представлена по тематическим блокам, сгрупированным по обра­зовательным областям. Дошкольная организация может заменить один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы. Например, при желании дошкольной организации усилить математи­ческое развитие детей, можно заменить в программе блок «Формирова­ние элементарных математических представлений» на авторскую про­грамму В. В. Новиковой «Математика в детском саду» или какую-либо другую парциальную программу по формированию элементарных мате­матических представлений при условии, что парциальная программа не противоречит основным целям и задачам Программы «От рождения до школы».

Структура основной образовательной программы

ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна вклю­чать три основных раздела (целевой, содержательный, организацион­ный) и дополнительный раздел.

Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть (это программа «От рождения до школы») и часть, формируемую участ­никами образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы.


24



Кроме того, ООП ДО может быть снабжена введением, в котором представлены основные понятия, условные обозначения, сокращения и пр.

Итак, в соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДО должна вклю­чать следующие структурные элементы.

1.  Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО.

2.  Организационный раздел.

3.  Содержательный раздел.

3.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.

3.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

3.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональ­ной коррекции нарушений развития детей.

4.  Краткая презентация ООП ДО (дополнительный раздел).

Каждый из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную

часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный доку­мент, представляющий образовательную деятельность дошкольной обра­зовательной организации.

Особенности написания разделов программы

Целевой раздел

Пояснительная записка. В пояснительной записке раскрываются:

• цели и задачи реализации ООП ДО;

• принципы и подходы к формированию ООП ДО;

•  значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.

Подраздел «Цели и задачи» в обязательной части ООП ДО соответс­твует целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобра­зием дошкольной образовательной организации, наличием приоритет­ных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, клима­тических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содер­жит указание на используемые примерную и парциальные образователь­ные программы и принципы, по которым формируется ООП.


25



В подразделе «Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об Организации и возрастных группах ДОО, особенности детей, которые воспитываются в данной организации, а также информация о дополнительных образова­тельных услугах, если таковые имеются.

Планируемые результаты освоения ООП ДО. Эта часть ООП ДО составляется на основе соответствующего раздела примерной про­граммы, в данном случае программы «От рождения до школы» (обяза­тельная часть) и дополняется и конкретизируется описанием планиру­емых резутатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей- инвалидов и др.).

Организационный раздел

Организационный раздел готовится коллективом дошкольной обра­зовательной организации с опорой на материалы Примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.

Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:

•  распорядок и/или режим дня;

• традиционные для данной дошкольной образовательной организа­ции события, праздники, мероприятия;

• особенности организации предметно-пространственной развиваю­щей образовательной среды;

• требования к материально-техническим условиям реализации ООП (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).

При написании данного раздела ООП ДО может быть взят за основу аналогичный раздел Примерной программы «От рождения до школы» и при необходимости дополнен или скорректирован в соответствии с при­оритетами ООП ДО при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. При этом следует обосновать необходимые изме­нения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, позволяющие обосновать их необходимость в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополни­тельных штатных единиц и т. д.


26



Содержательный раздел

Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО. Эта часть ООП ДО соответствует разделу «Психолого-педагогические условия реа­лизации программы» Примерной программы «От рождения до школы» и дополняется, при необходимости, вариативной частью.

23 августа 2017 в 20:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.